АБХАЗИЯ.ORG :: Военно-политические отношения стран СНГ и НАТО

Сайт : / / / /   Сотрудничество с НАТО является одним из важнейших факторов военной политики стран СНГ. Формы и направления связей государств Содружества с НАТО в достаточной степени схожи, несмотря на то, что каждая страна имеет собственные мотивы для развития этого сотрудничества. Вместе с тем. если исходить из целей, которые преследует каждое государство СНГ. сотрудничая с альянсом, можно выделить ряд характерных особенностей этого сотрудничества. Сразу же после распада СССР вновь образовавшиеся на его территории государства присоединились к Совету североатлантического сотрудничества (ССАС). В 1994 г. после провозглашения программы "Партнерство ради мира" (НРМ) все государства Содружества, за исключением Таджикистана (Таджикистан стал партнером в 2002 г.). присоединились к ней и с разной степенью интенсивности стали участвовать в мероприятиях программы. В мае 1997 г. был создан Совет евроатлантического партнерства (СЕАН). ставший преемником ССАС, и все страны СНГ стали его членами. Таким образом, сотрудничество государств Содружества и НАТО в настоящее время осуществляется в рамках СЕАН и НРМ. Помимо этого. практически все страны СНГ заключили с альянсом двусторонние соглашения и имеют индивидуальные программы сотрудничества. Из всех аспектов военно-политических отношений государств-участников Содружества и Североатлантического альянса приоритет отдается военному сотрудничеству. Военное сотрудничество стран СНГ и НАТО осуществляется в основном по следующим основным направлениям: совместные учения. подготовка кадров. отношения между гражданскими и военными, демократический контроль над вооруженными силами. Одним из наиболее активных направлений сотрудничества является участие военнослужащих стран Содружества и НАТО в совместных учениях. Для военного руководства государств СНГ такие учения являются способом повышения боеспособности своих вооруженных сил путем изучения опыта подготовки ведущих армий Запада. Второе по важности направление сотрудничества - подготовка кадров государств Содружества в военно-учебных заведениях альянса. За время. прошедшее со дня установления связей между странами СНГ и НАТО, большое количество офицеров из постсоветских государств прошли обучение в военно-учебных заведениях НАТО. Наиболее тесное сотрудничество с НАТО за прошедшее время осуществляли Украина и Грузия. И это не случайно: оба государства провозгласили целью своей внешней политики присоединение к евроатлантическим структурам безопасности. Украина первой из стран, образовавшихся после распада СССР. присоединилась к программе ПРМ с намерением играть в ней активную роль и подписала с НАТО совместное заявление об углублении сотрудничества. В 1997 г. Украина и НАТО заключили Хартию об особом партнерстве. 23 мая с.г. на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины принято решение о начале процедуры вступления в НАТО. Отношения Украины и Грузии с НАТО характеризуются наиболее высокой степенью интенсивности сотрудничества. Их военнослужащие принимают участие в учениях в рамках НРМ. эти страны предоставляют свою территорию для проведения подобных учений. [В военно-учебных заведениях НАТО в США, Великобритании. Германии прошли подготовку около 1000 украинских офицеров. Украина первой из стран участниц НРМ открыла информационный центр НАТО. созданный в Киеве в мае 1997 г. Учасгие Грузии в программе ПРМ расширяется с каждым годом. Если в 1997 г. состоялось лишь 7 совместных грузинско-натовских мероприятий. ю годом позднее их было проведено свыше 100. а в 1999 г. - 175. В 2001 г. были проведены первые на грузинской территории широкомасштабные маневры “Кооператив партнер” с участием вооруженных сил государств Североатлантического альянса. Конечная цель сотрудничества с альянсом. как заявляет высшее руководство страны. - вступление в НАТО. Первые лица министерств обороны Украины и Грузии заявляют, что особые отношения с НАТО необходимы, прежде всего, для приобщения военнослужащих их стран к передовым достижениям западной военной мысли. Кроме того. в условиях отсутствия достаточных средств на боевую подготовку участие личного состава в совместных учениях, а проводятся они за счет НАТО. позволяет поддерживать его боевую выучку на приемлемом уровне. Миротворческая операция в Косово вывела отношения Украины и Грузии с НАТО на новый уровень. По согласованию с альянсом в состав международного миротворческого контингента было направлено 250 украинских военнослужащих. Кроме того. в состав КФОР был направлен взвод грузинских военнослужащих, который находится там под непосредственным руководством НАТО. По интенсивности сотрудничества с НАТО к Украине и Грузии приближается Азербайджан. После начала контргеррористической операции в Афганистане на новый, более высокий уровень сотрудничества вышли отношения центрально-азиатских государств СНГ и НАТО. Ведущую роль в этом сотрудничестве играют Казахстан и Узбекистан. Оба эти государства не ставят перед собой цели добиваться полноправного членства в НАТО. и приоритетным для них является обеспечение собственной безопасности и повышение уровня боевой подготовки собственных вооруженных сил через участие в совместных с НАТО проектах. В настоящее время сотрудничество Казахстана и НАТО проходит в соответствии с Индивидуальной программой партнерства, которая включает в себя около сотни мероприятий. Узбекистан также активно участвует в программе ПРМ. Причем, в вопросе о расширении НАТО на восток Ташкент имеет отличную от Москвы позицию. Согласно заявлению президента Узбекистана, страна не видит угрозы своей безопасности в расширении альянса и будет продолжать стоять на позиции активного участия в программе ПРМ и в деятельности СЕАП. До проведения контртеррористической операции в Афганистане на территории стран Содружества Независимых Государств не было постоянного военного присутствия Соединенных Штатов или каких-либо государств - членов НАТО. Обретенная США и их союзниками по НАТО (в частности. Францией и Германией) вследствие проведения этой операции возможность для дислокации своих военнослужащих, размещения своей военной техники и посадок своих самолетов в государствах Средней Азии. новый факт в жизни постсоветского пространства. Военнослужащие государств - членов НАТО находятся в трех государствах в Узбекистане. Киргизии и Таджикистане. Вектор взаимоотношений между Россией и альянсом в настоящее время в целом имеет общую направленность. Кардинальные изменения в военно-политических отношениях России и НАТО. произошедшие недавно. и. в частности, подписание Римского соглашения о создании "двадцатки". засвидетельствовали об интенсификации двустороннего сотрудничества. Несмотря на остающееся негагивным отношение России к расширению НАТО. военно-политическая ситуация диктует необходимость сотрудничества с альянсом в некоторых областях, и. прежде всего, в области борьбы с терроризмом. Хотя Россия не имеет права вето на расширение альянса на восток, тем не менее она оставляет за собой право высказывать свое отношение к этому. Таким образом, для стран Содружества сотрудничество с НАТО играет значительную роль в общей системе их военно-политических отношений. Общий характер 'этих отношений имеет тенденцию к расширению и углублению сотрудничества. Вместе с гем. разноскоростное движение альянса и стран СНГ навстречу друг другу обусловливается, прежде всего. целями и задачами, которые пытаются достичь сотрудничающие стороны.

Recent Updates

[24/02/2010] Новая Политика - Генсек НАТО: альянс не видит в России врага Read more…

[24/02/2010] НАТО - Традиция Read more…

[22/02/2010] ИноФорум - 60-летие НАТО - причина для празднования Read more…

 
Хостинг от uCoz