Сотрудничество. Совет Россия-НАТО

В 1997 г. НАТО и Россия подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, в котором была заложена формальная основа отношений между НАТО и Россией. Подписание Основополагающего акта привело к разработке двусторонней программы консультаций и сотрудничества в рамках Совместного постоянного совета (СПС). В 2002 г. данные отношения получили новый импульс и наполнились новым содержанием после подписания Римской декларации «Отношения между НАТО и Россией: Новое качество», в результате которой был создан Совет Россия-НАТО. На встрече в Риме главы государств и правительств достигли договоренности о расширении возможностей сотрудничества в областях, вызывающих общий интерес, а также о совместном противодействии общим угрозам и рискам для безопасности собственных стран. Саммит СРН 2008 г. в Бухаресте является первым подобным мероприятием с момента подписания Римской декларации. На встрече будет рассмотрена деятельность СРН последних шести лет, направленная на осуществление принципов и задач, предусмотренных в Римской декларации, а также возможные меры, призванные повысить их эффективность в будущем. За последние шесть лет Совет Россия-НАТО разработал ряд проектов по практическому сотрудничеству в следующих сферах, представляющих общий интерес. Сотрудничество между НАТО и Россией в области борьбы против терроризма осуществляется в форме регулярного обмена информацией, углубленных консультаций, совместной оценки угроз, планирования использования гражданских служб в случае терактов, диалога на высоком уровне о роли вооруженных сил в борьбе против терроризма, а также изучения выводов и опыта недавних террористических актов и научно-технического взаимодействия. Государства-члены НАТО и Россия также осуществляют сотрудничество и в других областях, связанных с борьбой с терроризмом, таких как пограничный контроль, нераспространение ОМУ, управление использованием воздушного пространства и ядерная безопасность. В декабре 2004 г. на заседании СРН на уровне министров иностранных дел был утвержден комплексный План действий СРН по терроризму, направленный на повышение уровня общей координации и стратегического сотрудничества в рамках СРН. С декабря 2004 г. осуществляется совместная предварительная подготовка российских кораблей для участия в военно-морской контртеррористической операции НАТО «Активные усилия», проходящей в Средиземном море. Первым кораблем, принявшим участие в данной операции в сентябре 2006 г., стал сторожевой корабль ВМФ России «Пытливый».Сотрудничество. Совет Россия-НАТО Год спустя в сентябре 2007 г. второй сторожевой корабль ВМФ России - «Ладный» - приступил к участию в операции. В 2008 г. ожидается поочередное участие дополнительных российских кораблей. Обучение и подготовка персонала из Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками. Реализация пилотного проекта СРН по обучению и подготовке персонала из Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками началась по инициативе министров иностранных дел стран-членов СРН в декабре 2005 г. Проект призван оказать содействие в противодействии угрозе незаконного оборота наркотиков из Афганистана. Данная инициатива направлена на наращивание местного потенциала и укрепление региональных связей и сотрудничества за счет обмена совместным опытом стран Альянса и России с офицерами среднего звена из Афганистана и стран Центральной Азии (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Проект осуществляется при сотрудничестве с Управлением ООН по наркотикам и преступности. Учебные курсы предоставлялись на территории России и Турции в специализированных центрах повышения квалификации. Кроме того, во всех шести государствах-участниках инициативы проводятся мобильные курсы подготовки. Летом 2007 г. члены СРН приветствовали готовность Финляндии внести свой вклад в осуществление данной инициативы. В рамках проекта СРН уже прошли подготовку около 450 офицеров из шести стран, для которых предназначается данная программа. В марте 2008 г. была заложена основа договоренности, призванной способствовать осуществлению транзитных перевозок через российскую территорию невоенных грузов НАТО, государств-членов НАТО и других стран, принимающих участие в деятельности Международных сил содействия безопасности в Афганистане, для целей обеспечения деятельности МССБ в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН 1386. Одним из ключевых направлений работы СРН также является подготовка к проведению возможных совместных военных операций в будущем. В целях повышения оперативной совместимости вооруженных сил НАТО и России была создана программа, важной составляющей которой является подготовка и проведение учений. Утверждение Политико-военных указаний по повышению уровня оперативной совместимости войск (сил) России и стран НАТО на заседании СРН на уровне министров обороны, состоявшемся в июне 2005 г., придало дополнительный импульс развитию усилий в данном направлении. Договоренности о военных связях и взаимодействии укрепляются как на уровне Оперативного командования НАТО, так и в Москве. Кроме того, ратификация Соглашения о статусе сил ПрМ в мае 2007 г. будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества между вооруженными силами и в других практических областях. Работа по линии поисково-спасательных операций на море интенсифицировалась после подписания рамочного соглашения о сотрудничестве в данной области в феврале 2003 г. В июне 2005 г. Россия приняла участие в самых крупномасштабных поисково-спасательных учениях в истории НАТО «Сорбет Рояль». Приобретенный опыт и установившиеся в ходе данного учения связи способствовали успешному проведению спасательной операции в реальных условиях в августе 2005 г. у побережья российского полуострова Камчатка. В 2008 г. Россия планирует принять участие в еще более масштабном учении «Болд Монарх». Инициативы, предпринятые в области оборонной реформы, направлены на развитие вооруженных сил, управление кадровыми и финансовыми ресурсами, реформу оборонной промышленности, управление последствиями оборонной реформы, а также затрагивают оборонные аспекты борьбы против терроризма. К данным инициативам относится разработка Политико-военных указаний по повышению уровня оперативной совместимости войск (сил) России и стран НАТО, которая была принята на заседании СРН на уровне министров обороны в июне 2007 г. Директива призвана содействовать в подготовке вооруженных сил России и НАТО для участия в возможных совместных операциях. Центр социальной адаптации Россия–НАТО для уволенных в запас военнослужащих был создан в Москве в июле 2002 г. Для расширения деятельности центра в марте 2003 г. были открыты шесть региональных филиалов. Свыше 2000 бывших военнослужащих из вооруженных сил России прошли переподготовку. Около 85% из них нашли работу в гражданском секторе в результате обучения или содействия, полученного в отделе Центра по трудоустройству. Комплексное «Исследование сотрудничества между Россией и НАТО в области оборонной промышленности, исследований и технологий», запрос на проведение которого поступил в январе 2005 г., предположительно позитивным образом скажется на будущем сотрудничестве в данных областях. Отчеты по результатам двух этапов исследования были опубликованы в июне 2007 г., а рекомендации и идеи по дальнейшей работе обсуждаются в рамках СРН. Россия и НАТО имеют давнюю историю сотрудничества в области кризисного регулирования. С 1996 г. по 2003 г. из всех стран, не являющихся членами Альянса, Россия вносила крупнейший вклад в миротворческие операции под эгидой НАТО. С 2002 г. СРН предпринял ряд шагов, направленных на дальнейшее укрепление сотрудничества в данной области, в частности утвердив в сентябре 2002 г. «Политические аспекты общей концепции совместных миротворческих операций России и НАТО». Данные шаги нашли свое отражение во время процедурного учения, прошедшего в три этапа с мая 2003 г. по сентябрь 2004 г. В 2003 г. было проведено исследование по вопросам противоракетной обороны театра военных действий, призванной обеспечить защиту войск в совместных районах действий, в рамках которого оценивались возможные уровни оперативной совместимости систем ПРО ТВД России и стран НАТО. По данному направлению также проводились три командно-штабных учения, первое из которых прошло в Соединенных Штатах в марте 2004 г., второе – в Нидерландах в марте 2005 г. и третье – в России в октябре 2006 г. В Германии в январе 2008 г. также проводилось учение на базе компьютерного моделирования. Исследования в области оперативной совместимости, компьютерные учения и КШУ призваны заложить основу для дальнейших усилий по повышению оперативной совместимости и разработке механизмов и порядка проведения совместных операций в области ПРО ТВД. Значительный прогресс был достигнут по линии Инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП), направленной на укрепление сотрудничества между государствами СРН в области наблюдения за воздушным пространством и организации воздушного движения в целях повышения транспарентности, предсказуемости и усовершенствования коллективных сил и средств, необходимых для противодействия террористической угрозе в воздухе. Технический ввод в эксплуатацию осуществляется с конца 2007 г., а ввод системы в полную эксплуатацию рассчитан на конец 2008 г. Параллельно были достигнуты позитивные результаты по линии разработки замысла операций, концепции учений и подготовки и порядка согласования, а также договоренности по правовым вопросам. На начальном этапе системы, разработанные в рамках инициативы, вводятся в действие между Норвегией, Польшей, Турцией и Россией. В рамках СРН развивается диалог по растущему количеству вопросов, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения. Для укрепления существующих договоренностей по нераспространению ОМУ были выдвинуты конкретные рекомендации. В целях рассмотрения возможностей практического сотрудничества в области защиты от ядерного, биологического и химического оружия проводился ряд углубленных дискуссий и семинаров для экспертов. На самом последнем семинаре, состоявшемся в сентябре 2007 г. во Флоренции в Италии, эксперты и официальные лица из России и стран НАТО обсудили угрозы распространения ОМУ и вызовы в данной области. В ходе неформальных переговоров особое внимание уделялось распространению баллистических ракет и ядерному терроризму. СРН также является форумом для ведения открытой дискуссии по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, в том числе по вопросам ДОВСЕ, Договора по открытому небу, а также по мерам укрепления доверия и безопасности. В ядерной области экспертами был разработан глоссарий терминов, организовывались обмены мнениями по вопросам ядерных доктрин и стратегии. Наблюдатели также приняли участие в полевых учениях по реагированию на инциденты с использованием ядерного оружия в России (2004 г.), в Великобритании (2005 г.), Соединенных Штатах (2006 г.) и Франции (2007 г.). Значительный прогресс был достигну по линии развития сотрудничества в области планирования использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях и реагирования на чрезвычайные ситуации. Ликвидация последствий террористических актов стала одним из основных направлений деятельности. Два учения, проведенных в России – в Богородске (2002 г.) и в Калининграде (2004 г.), а также учения, состоявшиеся в Монтелибретти в Италии (2006 г.) способствовали выработке конкретных рекомендаций по ликвидации последствий. Очередное командно-штабное учение планируется в Норвегии в 2009 г. В 2003 г. была предпринята российско-венгерская инициатива по созданию Сил и средств быстрого развертывания в целях повышения способности стран СРН обеспечивать защиту гражданского населения от стихийных бедствий и техногенных катастроф, а также террористических актов с использованием ОМУ. В рамках Комитета «Наука ради мира и безопасности» в формате СРН ведется перспективная работа по противодействию новым угрозам и вызовам в рамках технического сотрудничества. К ключевы

Recent Updates

[24/02/2010] Новая Политика - Генсек НАТО: альянс не видит в России врага Read more…

[24/02/2010] НАТО - Традиция Read more…

[22/02/2010] ИноФорум - 60-летие НАТО - причина для празднования Read more…

 
Хостинг от uCoz